Лечение по Аюрведе

Лечение по Аюрведе

Лечение по Аюрведе – холистические методы восстановления здоровья

Самое ценное для каждого человека — это здоровье. Здоровье — ведущий фактор полноценной жизни. Каждый из нас вырастает с определенными представлениями, переданными ему его родителями, общественными традициями и рекомендациями западной медицинской науки, известной как аллопатическая: это понятие было введено отцом западной гомеопатии Самуилом Ганеманом в 1810 году.

В какой-то мере современные представления о здоровье и о патологических изменениях, связанных с болезнью, полностью находятся под влиянием западной медицинской науки. В историческом плане видно, что предшественником современной медицины несколько тысячелетий назад была Аюрведа – известная понятием холистической медицины, так как в ее основе заложено понимание связи между физическим, эмоциональным и духовным состоянием каждого человека. Этот термин происходит от греческого «holos» — целостный.

Следуя понятиям еще одной восточной науки — йоги, Аюрведа считает, что главный фактор лечения — открытие причины возникновения симптомов, описывающих болезнь. Согласно Аюрведе, ведущие нарушения могут быть как в физическом, так и в психологическом состоянии пациента. Тем самым, Аюрведа стремится устранить причину, чтобы вылечить болезнь внимательным и осторожным путем, без остаточных последствий и предпосылок для возвращения симптомов.

Лечебни билки в Аюрведа | Ayurveda Clinic Bansko

Аюрведа и классическая медицина

Если провести параллель между классической медицинской наукой и Аюрведой, то будут заметны значительные различия в способах воздействия на организм.  В западной науке человеческое тело делится на анатомические органы и системы, связанные физиологически.  Все мы знаем о разделении медицинских специалистов на  кардиологов, эндокринологов, ортопедов, нефрологов, неврологов, педиатров и т.д. причем каждый из них отвечает за что-то конкретное, часто не уделяя  какого-либо внимания действиям своего предыдущего коллеги в процессе лечения.

В отличие от этого, аюрведический врач  обучен и подготовлен следовать восьми разветвлениям  Аюрведы – Кая чикитса ( общая медицина), Бала чикитса (педиатрия), Граха чикитса (психиатрия), Урдванга чикитса (болезни головы и горла), Шаля чикитса (хирургия), Дамшрта чикитса (токсикология), Жара чикитса (гериатрия), Врушя чикитса ( репродуктивная медицина).  Тем самым он охватывает почти все аспекты возможных нарушений здоровья.

Аюрведическая медицина существенно отличается от классической западной медицины в плане понимания жизни и здоровья.  Уже с формированием человеческого тела формируется и основное представление о единстве, идущем от одной клетки, возникшей в результате оплодотворения сперматозоидом яйцеклетки. Эта единичная клетка делится на множество других, которые впоследствии специализируются и обособляются в ткани, формирующие органы с соответствующими физиологическими процессами. Но в начале это одна единственная клетка, которая в результате многократного деления глубоко связана с каждой следующей клеткой цепи.

Кроме клеточной структуры человеческого тела, Аюрведа содержит представление о прямой связи ума и понятия  «душа».  Возникая, болезнь часто может затронуть все три аспекта человеческого существа.

Отвъд тази клетъчна структура на човешкото тяло в Аюрведа са заложени представите за пряка връзка с ума и наличието на понятието » душа».  Когато се появи болестно нарушение често то може да обхване и трите аспекта на човешкото същество.

Нам знакомы диагнозы классической западной медицины. Ведущим является понимание, что в случае правильного диагноза, лечение будет эффективным и правильным.  Однако в Аюрведе не используется терминология, описываемая в эпикризах пациентов. В Аюрведе само понимание болезни иное. Главное правило гласит:

  1. Если все три энергии Вата, Питта  и Капха сбалансированы, то человек  здоров.
  2. Если эти три энергии в дисбалансе, возникает болезнь. Если вовлечена одна из энергий, здоровье изменяется немного. Участие двух энергий в дисбаланс ведет к более серьезным болезненным нарушениям. Наличие же дисбаланса всех трех энергий определяется как тяжелая, длинная и трудная для лечения болезнь.

 

Что представляет собой “лечение болезни” по Аюрведе?

Можно сказать, что само понятие „ лечение болезни» не точное, когда идет речь о Аюрведе. Более точным было бы понятие балансировки дисбаланса энергий, участвующих в процессе болезни.

В этом аспекте следует понимать, что каждая из трех главных энергий обладает определенными качествами, а именно:

Характеристики энергии Вата:

  • Рукша ( Rooksha) — сухость
  • Лагу (Laghu) — легкость
  • Шеета ( Sheeta) — холодность
  • Кара ( Khara) — шероховатость
  • Сокшма ( Sookshma) — точность
  • Чала ( Chala) — динамичность

Характеристики энергии Питта:

  • Саснеа ( Sasneha) — легкая масленность
  • Тикшна ( Teekshna) — проникающая глубоко в ткани
  • Ушна (Ushna) — жара
  • Лагу ( Laghu) — легкость
  • Висрам ( Visram) — плохой запах
  • Сара (Sara) — слабая подвижность
  • Драва (Drava) — жидкая

Характеристики энергии Капха:

  • Снигдна ( Snighdna) — жирная
  • Шеета ( Sheeta) — холодная
  • Гуру ( Guru) — тяжелая
  • Манда ( Manda) — мягкая
  • Шлакшна ( Shlakshana) — гладкая
  • Мрустна ( Mrustna) -желе-подобная
  • Стира ( Sthira) — неподвижная и стабильная

Каждое из этих качеств можно увеличить или уменьшить, что вызовет определенные ощущения, характерные для каждой из трех энергий.

Если условно разделить тело на три части,  можем увидеть три зоны  с более сильным воздействием этих энергий.

Зона 1 — от верха головы — до мысленной линии, проходящей по нижней части грудной клетки.

В ней часто проявляются качества энергии Капха. Характерны застойные процессы, выделение жирной, тяжелой и влажной, подобной слизи, жидкости.  Выражается простудами, гриппозными состояниями, насморком, кашлем и т.д.  Секрет, выделяемый в этой части тела через нос и рот типичен при дисбалансе энергии Капха.

Зона 2 – от нижней части грудной клетки —  до линии проходящей через пупок.

В ней преобладают качества энергии Питта. Характерно чувство жжения, изжоги, болезненные колики.  Выражается нарушениями пищеварения, тяжестью в области живота, чувством голода. Нарушения пищеварения часто связаны с дисбалансом энергии Питта.

Зона 3 — от линии, проходящей через пупок до основы подошв ног .

Связана с проявлением качеств энергии Вата. Характерны боли в суставах, спазмы мышц, онемение конечностей, ощущение слабости или сверх тонуса.  Нарушения двигательных функций тела часто связаны с дисбалансом энергии Вата.

Чтобы не создалось ошибочное представление, следует помнить, что все три энергии находятся везде в теле, но их действие более выражено в указанных трех зонах.

Соответственно, можно определить и наличие патологических отклонений, определяемых как болезнь.

Пулсова диагностика в Аюрведа | Ayurveda Clinic Bansko

Диагностические результаты в Аюрведе

В лечебном аспекте, Аюрведа не использует привычную нам дифференциальную диагностическую номенклатуру. На консультации аюрведического врача будет часто звучать слово Викрути (Vikruti) , которое интерпретируется как дисбаланс энергии.

Встречаются два варианта дисбаланса — повышенная энергия Вриди (Vriddhi)  или снижение энергии Кшая (Kshaya).

Чтобы понять природу Викрути, важно помнить, что все три энергии взаимосвязаны, и если одна из них движется в направлении Вриди, то другая пойдет в направлении Кшая.

Например, при скоплении секрета в легких, возникнет Капха Вриди и Питта  Кшая — увеличение Капхи и уменьшение Питы. Например, при повышенной кислотности желудка возникает Питта  Вриди и Капха Кшая.  Чтобы улучшить состояние, необходимо снизить повышенную энергию Питы.

Рассматривая болезнь Сампрапти ( Samprapti) изолировано,  мы будем двигаться в направлении аспекта  Вриди и накопления в данной зоне большей энергии.

Как такой дисбаланс влияет на наше тело?

  • Дисбаланс доши является болезненным состоянием
  • Дисбаланс дати является болезненным состоянием
  • Дисбаланс агни является болезненным состоянием

В теле наблюдаются три аспекта: нарушение состояния энергии, проявления уровня агни и ущемление дату.

Поняти Агни —  «Agni « – связано с силой пищеварения, усваивания пищи и ее метаболическим трансформированием во все ткани.  Система пищеварения является ведущей частью тела, связанной с употреблением пищевых продуктов и их подготовкой к последующему перевариванию и усваиванию веществ, дающих организму энергию для существования. Часто причина проблем со здоровьем связана с нарушением функции агни.

Существует несколько видов Агни, связанных с влиянием трех основных энергий:

  • Сама агни ( Sama agni ) — балансированное и сильное пищеварение, в результате которого вся пища переваривается без нарушений.  Это лучшее состояние функционирования пищеварительной системы

При аккумулировании определенной энергии, в функциях Агни происходят нарушения, ведущие к возникновению токсинов Ама (Ama).

  • Вишама Агни ( Vishama Agni ) — специфика этого метаболического состояния связана с накоплением энергии Вата. Известно, что процессу пищеварения необходимо тепло, являющееся ведущим качеством. Вата посредством таких своих качеств, как сухость, легкость, холод и динамичность, увеличивает или уменьшает это тепло.  Так возникает ощущение непостоянства: пищеварение иногда слишком сильное, а иногда ослаблено.
  • Тикшна Агни ( Tikshna Agni) — вмешательство энергии Питта в силу пищеварения. Такие качества, как жар, легкость, острота, усиливают агни, но их повышенный уровень приводит к ускоренным и усиленным метаболическим процессам, связанным с пищеварительной системой.  Пищеварение усиливается, чувство голода возрастает. Пища быстрей проходит через пищеварительный тракт, вызывая ощущения повышенной кислотности.
  • Манда Агни ( Manda Agni) – если в процессе пищеварения накапливается много энергии Капха, наблюдается замедление метаболических процессов. Такие качества, как тяжесть, масленность, холод, мягкость, действующие против процесса пищеварения, обуславливают медленный и тяжелый процесс переваривания пищи. Чувство голода резко снижается, возникает нежелание употреблять пищевые продукты.

Специфика Агни – пищеварительного огня — исключительно важна для определения метаболического состояния организма.  Ее трансформирующая сила связана с передачей энергии отдельным тканям организма. Пища в свою очередь связана с формированием и поддержанием всех структур организма.

Вот почему исключительно важно обеспечить состояние трансформации между отдельными тканями, называемое Дату ( Dhatu).

Существует 7 уровней трансформации тканей :

  1. Раса (Rasa) – трансформации питательной каши в плазму, лимфу, межклеточную жидкость. Водянистая субстанция, участвующая также в формировании грудного молока и менструальной жидкости. Эта трансформирующая зона связана с питанием тканей. Ведущим элементом является вода, плотность увеличена, качества – жидкое, холодное, влажное, мягкое, тяжелое, что определяет раса дату как основную в поддержании энергии Капха
  2. Ракта (Rakta) — трансформация пищевой энергии предыдущего уровня раса в кроветворение. Слово ракта означает окрашенная, красноватая. Создает тепло в области тела и ума. Качества ракты подобны энергии Питта.  Это означает, что эта трансформационная зона поддерживает горячую сущность тела.
  3. Мамса (Mamsa) — трансформация пищевой энергии уровня ракта в формирование мышечной ткани. Значение этого слова – плоть, мясо. Основное формируемое качество — сила, дополненная стабильностью, плотностью.  Элемент земли, проникновение элемента огня.  В значительной степени, в этой зоне ведущими являются Капха и Питта.
  4. Меда( Medas) — трансформация энергии уровня мамса в формирование жировой ткани. Значение этого слова — жир. Своеобразное накапливание элементов воды и земли. Эта телесная сущность связана с мягкостью, увлажнением, предохранением тела от потери тепла. Здесь вновь основными качествами является энергия Капха.
  5. Асти ( Asthi) — трансформация энергии уровня Меда в формирование костной ткани. Значение слова — кость.  Опорный аппарат тела, отвечающий за структурную твердость. Ведущее качество — Дарана ( Dharana) – поддерживать тело прямым. Сильное влияние энергии Вата. Если она завышена, наблюдается снижение плотности. При понижении энергии Ваты повышается Асти дату.
  6. Маджа (Majja) — трансформация энергии уровня Асти внутрь, в костный мозг или нервную ткань. Субстанция, наполняющая полости костей. Глазная ткань, ткани мозга также относятся к Маджа дату. Основное качество — Порана  (Poorana) – заполнить полости костей. Сильное влияние энергии Капха.
  7. Шукра (Shukra) — эссенция Маджи, трансформирующейся в репродуктивную ткань —  женские и мужские половые клетки. Основное качество Гарботпадана (Garbhotpadana) — воспроизводство поколения. И здесь сильно влияние энергии Капха.

Теоретически рассматривая аспекты дисбаланса энергии (Доша), агни и дату, можем проследить аспекты Сама — баланс, Кшая – уменьшение Доши и Вриди — повышение Доши, определяющие серьезность заболевания.

Наби Пуранам терапия | Ayurveda Clinic Bansko

Какие болезни лечит Аюрведа?

Согласно этой древнеиндийской науке, болезни делятся на два типа:

  1. Садя (Sadhya) — лечимые
  • Сука Садя (Sukha Sadhya) — легко лечимые
  • Кричра Садя (Krichra Sadhya) — трудно лечимые
  1. Асадя (Asadhya) — неизлечимые
  • Япя (Yapya) – пациент до конца своей жизни принимает аюрведические лекарства
  • Анупакрама (Anupakrama) — болезни, при которых невозможно оказать помощь, полностью неизлечимые.

Ознакомимся с классификацией болезней, которые Аюрведа лечит. Они распределены в несколько групп.

Саманя Вяди (Samanya Vyadhi)

Болезни, вызванные дисбалансом одной, двух или трех энергий Вата- Питта- Капха. В эту категорию входят Аганту Вядис (Agantu Vyadhis) – болезни, вызванные внешними факторами

    • 8 типов Удара рогас ( Udara rogas) — болезни брюшной полости
    • 8 типов Мутрагата ( Mutraghata) — болезни с задержкой мочи
    • 8 типов Кшира Дошас (Ksheera Doshas) – нарушения, связанные с грудным молоком
    • 8 типов Вееря Викарас (Veerya Vikaras) — нарушения семенной и репродуктивной жидкости
    • 7 типов Кушта ( Kushta) — кожные заболевания
    • 7 типов Прамеа Пидакас (Prameha Pidakas) — кожные проблемы вследствие диабета
    • 7 типов Висарпа (Visarpa) – болезни, связанные с эрезипел или герпесом
    • 6 типов Атисара ( Atisara) — нарушения типа расстройства желудка
    • 6 типов Удаварта ( Udavarta) — нарушение по причине задержки естественных процессов мочеиспускания и дефекации
    • 5 типов Гулма (Gulma) — формирование онкологических процессов в брюшной полости
    • 5 типов Плеха (Pleeha) — процессы связанные с увеличенной селезенкой
    • 5 типов Каса (Kasa) — болезни с ведущим симптомом — кашлем
    • 5 типов Сваса (Shwasa) – состояния, связанные с диспнеей и нарушением дыхания
    • 5 типов Хикка (Hikka) — состояния связанные с икотой
    • 5 типов Тришна (Trishna) – нарушения, связанные с сильным чувством жажды
    • 5 типов Чарди (Chardi) — нарушения, связанные с рвотой
    • 5 типов Аручи (Aruchi) — проблемы связанные с потерей аппетита и вкуса
    • 5 типов Широрога (Shiroroga) – нарушения, связанные с симптомами головной боли
    • 5 типов Рудрога (Hridroga) — болезни сердца
    • 5 типов Пандурога (Panduroga) — различные виды анемии
    • 5 типов Унмада ( Unmada) – состояния, связанные с сумасшедшими представлениями
    • 4 типа Апасмара (Apasmara) – состояния, связанные с эпилепсией
    • 4 типа Нетра рога (Netra roga) — заболевания глаз
    • 4 типа Карна рога (Karna roga) — заболевания ушей
    • 4 типа Пратишуая (Pratishyaya) – состояния, связанные с простудой
    • 4 типа Мука рога (Mukha roga) — заболевания в области рта
    • 4 типа Грани рога (Grahani Roga) — заболевания двенадцатиперстной кишки, нарушение усваивания пищи
    • 4 типа Мада (Mada) – состояния, связанные с интоксикацией
    • 4 типа Мурча (Murcha) – нарушения, связанные с припадками и потерей сознания
    • 4 типа Шоша (Shosha) – состояния, связанные с быстрой потерей веса
    • 4 типа Напунската (Napunsakata) — нарушения, связанные с импотенцией
    • 3 типа Шота (Shotha) – нарушения, связанные с отечностью
    • 3 типа Киласа (Kilasa) – нарушения, связанные с витилиго
    • 3 типа РактаПитта (Raktapitta) – состояния, связанные с кровотечением
    • 2 типа Джвара (Jwara) — нарушения, связанные с повышенной телесной температурой
    • 2 типа Врана (Vrana) – заболевания, связанные с развитием язв и появлением ран
    • 2 типа Аяма (Ayama) – нарушения, связанные с позой тела
    • 2 типа Гридраси (Gridhrasi) — заболевания ишиас нерва
    • 2 типа Камала (Kamala) – нарушения, связанные с желтухой
    • 2 типа Ама (Ama) – состояния, связанные с несовершенным состоянием пищеварения
    • 2 типа Ватаракта (Vatarakta) – нарушения, связанные с подагрой
    • 2 типа Арша (Arsha) – нарушения, связанные с появлением геморроя
    • Урустамба (Urustambha) – состояние, связанное со скованностью мышц
    • Саняса (Sanyasa) – состояние, подобное коме или вследствие синкопа
    • Махагада (Mahagada) — психические извращения
    • 20 типов Крими Рогас (Krimi Rogas) — интоксикация паразитами
    • 20 типов Прамеха (Prameha) – состояния, связанные с диабетом
    • 20 типов Йони Вяпат (Yoni Vyapat) – заболевания, затрагивающие влагалище.

Нанатмажа Вяди (Nanatmaja Vyadhi)

Болезни, вызванные дисбалансом одной из энергий:

  • Вата нанатмажа вядис (Vata Nanatmaja Vyadhis) болезни, вызванные дисбалансом энергии Вата. Насчитывается около 80 видов нарушений.
  • Питта нанатмажа вядис (Pitta Nanatmaja Vyadhis) – болезни, вызванные дисбалансом энергии Питта, около 40 видов нарушений.
  • Капха нанатмажа вядис (Kapha Nanatmaja Vyadhis) – болезни, вызванные дисбалансом энергии Капха. Насчитывают около 20 типов нарушений здоровья.

Аюрведа символ | Ayurveda Clinic Bansko

Типы болезней

Прабава Беда (Prabhava Bheda) —  В основе —  возможность лечения заболевания

  • Саадя Вяди (Saadhya Vyadhi) — лечимые болезни;
  • Асадя Вяди (Asaadhya Vyadhi) — неизлечимые болезни.

Бала Беда (Bala Bheda) — основана на силе заболевания

  • Мруду Вяди (Mrudu Vyadhi) — легкие заболевания, слабые болезни;
  • Даруна Вяди (Daaruna Vyadhi) —  заболевания с высоким уровнем осложнений, с тяжелыми нарушениями.

Адхиштана Беда (Adhishtana Bheda) — основана на конкретной, затронутой зоне тела

  • Мано Адхиштита Вяди (Mano Adhishtita Vyadhi)- Заболевания, затрагивающие ум или психические расстройства;
  • Шарира Адхиштита Вяди (Shareera Adhishtita Vyadhi) —  болезни тела или физические заболевания.

Нимитта Беда (Nimitta Bheda) — основана на причинах заболеваний

  • Сва — дату ваишамя нитта вяди (Swa-dhatu vaishamya nimitta vyadhi) — нарушение опорных элементов тела, заболевания, вызванные нарушением баланса энергии, датус (dhatus) — ткани, упадатус (upadhatus) – под-ткани.
    Нарушение может быть в форме вридди (vriddhi) — патологического увеличения тканей или кшая (kshaya) — распада тканей. Также называется Нижа Рогас (Nija Rogas) или Нижа Вядис (Nija Vyadhis);
  • Ааганту нимитта вяди (Aagantu nimitta vyadhi) — заболевания, вызванные внешними факторами, такими как травма и др.

Аашая Беда (Aashaya Bheda) — основывается на поражениях внутренних органов

  • Аамашая самутта вяди (Aamashaya samuttha vyadhi) — заболевания, лечимые с помощью хирургических процедур;
  • Паквашая самутта вяди (Pakwashaya Samuttha vyadhi) — заболевания, связанные с  толстой кишкой.

Шаля Беда (Shalya Bheda) — хирургическая классификация болезней

  • Шастра садя (Shastra sadhya )- болести, лечими чрез хирургични процедури;
  • Сведади крия саадя (Swedadi kriya saadhya) — заболевания, которые можно лечить с помощью обработки, с использованием способа обжига или горячего пара.

Пракрута — Вайкрута Беда (Prakruta-Vaikruta Bheda) — основана на сезонном влиянии

  • Пракрута вяди (Prakruta Vyadhi)- Природные болезни. Каждой энергии соответствует сезон, в котором она ухудшается и имеет тенденцию вызывать заболевания. Например, энергия Вата ухудшается в сезон Варша риту (Varsha ritu) – летом, вызывая в этот сезон болезни, энергия Питта нарушается в Шарад Риту (Sharad Ritu) – осенью, с тенденцией вызывать болезни в этот сезон,  а энергия Капха нарушается в Васанта Риту (Vasanta Ritu)- весной, когда может вызвать какие-либо заболевания. Если энергия, которая нарушается в свой сезон, вызывает в этот же сезон болезнь, то эта болезнь или Вяди (Vyadhi) называется Пракрута вяди (Prakrutha Vyadhi), так как проявляется в Пракрута кала (prakruta kala) энергии (сезон, в котором данная энергия естественным путем повышается)
  • Вайкрута вяди (Vaikruta Vyadhi)- неприродные болезни- противоположные нарушения по сравнению с Пракрута вяди.  Если энергия, которая не нарушается в определенный сезон, вызывает болезнь в этом сезоне, то такая болезнь называется Вайкрута вяди (Vaikrutha Vyadhi). Пример: Вата не ухудшается в Шарад Риту – осенью, когда ухудшается Питта. Но если Вата вызовет болезнь в Шарад Риту, это заболевание будет названо Вайкрута вяди.

Анубандя — анубанда (Anubandhya – Anubandha) — по ассоциации с причиной:

  • Анубандя (Anubandhya)  или Сватантра вяди (Swatantra Vyadhi) — заболевание, которое появляется в зависимости от причинных факторов ( упомянутых в текстах Аюрведы) через свои классические признаки и симптомы, и успокаивается с помощью методов лечения и лекарственных средств, предназначенных для него. Если коротко, то  заболевание, которое проявляется самостоятельно, имеет свои определенные признаки, симптомы и соответствующее лечение, называется Анубандя вяди (​​Anubandhya Vyadhi). Эти заболевания попадают в категорию первичных заболеваний.

Пример: Нарушение АмлаПитта  (Amlapitta) (гипер-кислотность, кислотные пептические заболевания) возникает под воздействием вредных факторов,  повышающих энергию Питты, таких как горячая, острая, кислая пища и др.  Проявляется в виде таких симптомов, как плохое пищеварение авипака(avipaka), рвотные ощущения утклеша (utklesha), кислый и горький вкус во рту амла тикта удгаара(amla tikta udgaara), чувство тяжести в теле гоувара (gourava) и т.д. Чтобы успокоить Питту, необходимо прибегнуть к успокаивающим факторам, таким как пища с интенсивным сладким, горьким, терпким вкусом и др.

АмлаПитта  — это Анубандя или Свантантра вяди.

  • Анубанда вяди (Anubandha Vyadhi) или Паратантра вяди (Paratantra Vyadhi) — болезнь, возникшая в результате другого заболевания, с признаками и симптомами другого заболевания, на которую хорошо действуют лечение или лекарства, применяемые для другого заболевания, называется Паратантра или Анубанда вяди.

В наши дни такую болезнь можно назвать вторичной, или связанной с другим заболеванием. Она не проявляется самостоятельно, а развивается на фоне другой болезни (первичного заболевания).

Поорважа вяди (Poorvaja Vyadhi)  и Пасчат Джаата Вяди (Paschat Jaata Vyadhi) (предупреждение и усложнения)

  • 2 типа нарушений, связанных с Анубанда или Паратантра вяди.Поорважа вяди (Poorvaja Vyadhi) — болезнь, возникающая до ее анубанда вяди (anubandha vyadhi) проявления. Вторичное заболевание проявляется через первичное. Первичное заболевание является причиной вторичного заболевания. Здесь основная болезнь называется Поороважа вяди (болезнь, существующая на фоне вторичной). Поораважа вяди  — это  Пурварупа (Purvarupa) — предупреждающее нарушение о последующем возникновении анубанда вяди — вторичной болезни.Пасчат Джаата Вяди (Paschat Jaata Vyadhi) — болезнь, возникающая в следствие Анубанда вяди (Anubandha Vyadhi) — вторичной болезни. Таким образом, вторичное нарушение формирует причину и Пурварупа (предупреждающее нарушение) Пасчат Джаата Вяди, которая также называется Упадрава (Upadrava) или осложнениями в результате болезни.

Обусловлена Кармой (Karma) — делами человека

  • Пратутпанна Кармажа (Pratyutpanna Karmaja) — болезнь, возникающая в результате наших деяний или грехов в этой жизни.
  • Поорвакармажа вяди (Poorvakarmaja Vyadhi) — Болезнь, возникающая в результате наших деяний или грехов в прошлых перерождениях.

Сука Садя (Sukha Sadhya) и Кричра Садя (Krichchra Sadhya) — основана на прогнозах

  • Сука Садя вяди (Sukha Sadhya Vyadhi) — легко лечимые болезни
  • Кричра Садя вяди (Krichchra Sadhya Vyadhi) — трудно лечимые болезни.

Япя (Yapya) и Анупакрама (Anupakrama)

  • Япя вяди (Yapya Vyadhi) – болезни, которые можно лечить или поддерживать. В принципе, такие заболевания называются асадя (asadhya), или не лечимыми, но пациент остается жив благодаря полезному питанию и образу жизни;
  • Анупакрама (Anupakrama) или (Pratyakhyeya) – болезни, которые нельзя вылечить и невозможно лечить. Болезни, которые нельзя вылечить никакими лекарствами, при которых органы чувств потеряли силу восприятия, пациент стал слабым и истощенным, и в нем проявляются признаки аришта лакшани (arishta lakshanas) — признаки предстоящей смерти.

3 вида заболеваний:

Аадятмика (Aadhyatmika), Аадидаивика (Aadidaivika) и Адибоутика вяди (Adibhoutika Vyadhis).

Аадятмика вядис (Aadhyatmika Vyadhis)

в этом контексте тело связано с умом. Болезни, проявляющиеся на уровне тела и ума. В эту категорию попадают  психосоматические заболевания. Болезни, возникающие по причине дисбаланса энергий (как физических, так и психических), также относятся к этой категории, состоящей из 3-х типов:

  1. Адибала — правритта вядис (Adibala-pravritta vyadhis) — болезни, вызванные болезнью сперматозоидов и яйцеклетки. Наследственные заболевания попадают в эту категорию как унаследованные от родителей.
    • Также, существует 2 подтипа:
      1. Матружа вядис (Matruja Vyadhis)- болезни, возникающие из-за болезни яйцеклетки (заболевания по материнской линии)
      2. Питружа вядис (Pitruja Vyadhis) – болезни, возникающие из-за болезни спермы, (заболевания по материнской линии)..
    • Примеры Адибала правритта (Aadibala pravritta):
      Арша (Arsha) —  геморрой, Кушта (Kushta) — кожные заболевания, Раджаякшма (Rajayakshma) — туберкулез, Мадумеха (Madhumeha) — диабет, Швитра (Shwitra) — леукодерма или витилиго и Апасмара (Apasmara) — расстройства памяти, эпилепсия.
    • Другие заболевания, которые могут быть включены в Adibala Pravritta: рак, липома, гемофилия, мигрень, экзема, астма, аутизм, подагра, остеогенезис имперфект, связанный с тканевой несовместимостью, аллергический насморк, Хорея Хантигтона, истерия, близорукость, цветная слепота, катаракта, высокое кровяное давление, ожирение, гормональные нарушения, пептические язвы, трещины в полости рта, потрескавшиеся губы и др.
  2. Джанмабала правитта вядис (Janmabala Pravritta Vyadhis) – болезни, проявляющиеся у ребенка из-за неправильного питания и способа жизни матери во время беременности. Примеры заболеваний Janmabala pravritta: хромота, слепота, глухота, замедленное умственное развитие, заикание, нанизм или замедленное развитие роста и т.д.
    • Эти заболевания проявляются двумя путями:
      1.  Неправильно развитые или необыкновенно развитые дети: такие дети могут  иметь более одного органа, больше или меньше пальцев, ожирение, неправильно или недостаточно развитые органы, разрыв губ или нёба, отсутствие анального отверстия, деформации, касающиеся формы и структуры тела и органов, смещение  сердца вправо,  смещение печени влево и т.д.
      2. Болезни, возникающие по причине инфекции матери, например, сифилис, тиф и т.д. Болезни новорожденного, возникшее во время родов, такие как травмы, инфекции и т.д..
    • Джанмабала правитта вядис (Janmabala Pravritta Vyadhis) делится на 2 подтипа:
      1. Раса крита (Rasa krita) –когда мать питается каким-то определенным вкусом или пищей в чрезмерном количестве, и эти привычки могут вызвать какие-либо заболевания у ребенка, называемые Раса крита вядис (Rasa krita vyadhis).
      2. Например, если мать питается преимущественно сладкой пищей, возникнет prameha — диабет, mookata — задержка умственного развития, или sthoolata — ожирение. Чрезмерное употребление соленым вкусом вызывает vali — морщины, palita – преждевременные седые волосы, khalitya – преждевременная потеря волос и т.д
    • Точно также, чрезмерное употребление кислой пищи вызовет raktapitta — различные кровотечения, netra roga – заболевания глаз, twak rogas — кожные заболевания и т.д.Чрезмерное употребление острой пищи вызовет shukralpata – уменьшение количества спермы, snatana haani — спонтанный аборт, смерть плода в утробе.Чрезмерное употребление горькой пищи ведет к таким заболеваниям, как shosha дистрофическим болезням в результате недоедания, сухости тела, nirbalata —  слабости и т.д.Чрезмерное употребление терпкого вкуса вызывает худобу, aanaaha — метеоризм и udavarta— нарушение потока энергии апана и т.д.Чрезмерное потребление Madhya — спиртных напитков вызовет trishna — жажду, smriti nasha — потерю памяти, unmada — сумасшествие и т.д.
  3. Беременная женщина называется Даурида или «женщина с двумя сердцами». Когда сердце ребенка проявляется и начинает функционировать в материнской утробе, желания ребенка проявляются через его мать. Аюрведа настаивает исполнять все желания женщины в период «Дауридая». В противном случае не выполненные желания проявятся в виде физических или психических расстройств ребенка. Заболевания, возникшие по причине невыполнения желаний матери во время беременности, называются ​​Даурида Апачара Крита вядис (Dauhrida Apachara Krita Vyadhis).

Ади Давика вядис (Adhi Daivika Vyadhis)

  1. Кала бала правритта (Kala bala pravritta) — Болезни, возникающие из-за больших климатических амплитуд – холода, жары и дождей, возникающих в течение 4-х сезонов (для Индии — 6 сезонов), называются кала бала правритта вядис (​​kala bala pravritta vyadhis)  (заболевания, возникшие в результате сезонов):
    1. Вяпанна риту крута (Vyapanna ritu kruta) —  Вяпанна риту крута (Vyapanna ritu kruta) —  нарушения, возникающие из-за неестественных сезонных колебаний. Существует 18 видов. В принципе в Индии 6 сезонов: Шишира (Shishira) — конец зимы, Васанта (Vasanta) — весна, Гришма (Grishma) —   лето, Варша (Varsha) — муссон, Шарад (Sharad)- осень и Хеманта (Hemanta) — ранняя зима. В любой сезон наблюдаются нехарактерные климатические изменения, выраженные  3 формами:
      1. Айога (Ayoga) или Хеена йога (heena yoga) — снижение температуры воздуха.  Пример недостаточного тепла или отсутствия тепла в Grishma — летний сезон.
      2. Атийога (Atiyoga) — чрезмерное повышение температуры воздуха. Пример необычайно жаркой погоды в Grishma — летний сезон.
      3. Мития йога (Mithya yoga) — резкое или необычайное изменение температуры воздуха. Пример отсутствия тепла и сильные дожди в Grishma – лето, или изменение температуры с дождями и холодом летом.
        • Перечисленные 3 вида изменений, т.е. айога, атийога и мития йога, касаются всех 6 сезонов и тем самым формируют 18 видов сезонных вариаций:
          1. Авяпанна риту крута (Avyapanna ritu kruta) — болезни, вызванные дисбалансом энергий, которые естественно возникают в разные сезоны. Не связаны с сезонными вариациями.  Каждый сезон оказывает влияние на энергии Вата, Питта и Капха, приводя к их увеличению или снижению. Если этот процесс не балансировать с помощью подходящей диеты, способа жизни, лечения и лекарств, то он приведет к возникновению заболеваний. Каждая энергия нарушается прежде всего в сезон, в который происходит ее разбалансирование.
          2. Вата накапливается во время Grishma – летом, а ее дисбаланс характерен для Varsha Ritu— сезона муссонов. Питта накапливается во время Varsha Ritu— сезон муссонов, а  ее дисбаланс характерен для Sharad ritu — осеннего сезона.
          3. Капха накапливается во время Shishira – в конце зимы, а ее дисбаланс характерен для Vasanta ritu- весеннего сезона.
        • Сезоны накопления и дисбаланса энергий несут ответственность за их нарушение. В принципе, это характерно для всех. Если придерживаться сезонного режима и дисциплинированно относится к образу жизни, то нарушения не прогрессируют, приводя к заболеваниям, а успокаиваются естественным путем в следующий сезон.
  2. Даивабала правитта (Daivabala pravritta) — Даивабала правитта (Daivabala pravritta) – Болезни, вызванные гневом, проклятиями, неправильными духовными практиками, инфекциями, заразными болезнями, загрязненной окружающей средой. Даивабала правитта  вядис (Daivabala Pravritta vyadhis) делится на  2 вида:
    1. Видхут Ашанее крита (Vidhyut Ashanee krita) — болезни и / или травмы, вызванные природными бедствиями, такими как молнии, бури, астероиды, кометы и др.
    2. Пишаачаади крита (Pishaachaadi krita) — болезни, вызванные pishacha — зловещими сверх естественными силами, такими как призраки, духи, демоны и т.д. Эти заболевания в свою очередь делятся на 2 типа:
      1. Самсаргажа (Samsargaja) — заболевания, вызванные присутствием людей, отправляющих проклятия. А также, присутствием, контактом или близостью людей, страдающих заразными болезнями
      2. Аакасмика (Aakasmika) — Болезни, вызываемые неизвестными причинами, возникающие внезапно.
  3. Свабаава бала правритта (Swabhaava bala pravritta) — естественные, ежедневные проявления тела. Но так как они нас тоже беспокоят в течение короткого периода времени, пока не будут устранены, их также можно назвать болезнями.
    1. Смерть тоже бывает естественной (когда это происходит естественно), и также является swabhava praritta, проявляющейся благодаря ее природе. Swabhava bala pravritta означает болезни, проявляющиеся естественным путем.Например, голод, жажда, сон, смерть и т.д. возникают по причине естества тела и называются ​​Swabhava bala Pravritta.Бывают 2-х видов:Каала Крита (Kaala Krita)нарушения, которые происходят в подходящее время, называются ​​Kала крита вядис (Кааlа Krita Vyadhis).  Например: чувство голода, если пришло время приема пищи; сонливость, если пришло время сна; старение, если наш возраст старше 70 лет; смерть, когда придет время смерти (после 100-летнего возраста) и т.д. возникают по причине эффекта и влияния фактора времени. Все эти состояния появляются в предусмотренное для них, подходящее время. Также их называют Париракшана крита вядис (Parirakshana Krita Vyadhis), и они проявляются в результате правильного отношения к себе, соблюдения правильного образа жизни — принципов систематического образа жизни и питания.Акаала Крита (Akaala Krita) — нарушения, проявляющиеся в неправильное время, т.е. преждевременно, называются Акаала Крита вядис (​​Akaala Krita Vyadhis). Они возникают в результате нашей небрежности и неправильного отношения к себе, неправильного образа жизни и принципов питания.

Аади боутика вядис (Aadhi bhoutika Vyadhis)

  1. Представляет собой нарушение, называемое Сангаата Бала Правритта вяди (Sanghaata Bala Pravritta Vyadhi). Эти заболевания обусловлены природными элементами.Обыкновенно, это Aagantu rogas – заболевания в результате ранений, повреждений и т.д. Причины: Слабый человек бьется или борется с сильным человеком, травма, атака, физическое ранения и т.д.Sanghata Bala Pravritta Vyadhis бывают 2-х видов:а) Шастра крита вядис (Shastra krita vyadhis) – болезни, причиненные оружием или инструментами. Например, ранение или атака палкой, деревом, стрелой, мечом, камнями, оружием и др.б) Вяла крита вядис (Vyala krita vyadhis) – болезни в результате нападения животных. Травмы в результате укуса (зубами), царапин (ногтями), проколов (рогами), отравления (ядом), в результате нападения животных — Вяла (Vyala).

Nija, Aagantuja и Maanasa Vyadhis:

  • Нижа вяди (Nija Vyadhi) — Заболевания, возникшие в результате физического проявления нарушения энергий.

Пример:

    • Vataja Jwara — жар в результате дисбаланса Вата энергии
    • Pittaja Jwara — жар в результате дисбаланса Питта энергии
    • Kaphaja Jwara — жар в результате дисбаланса Капха энергии
    • Аагантужа вяди (Aagantuja Vyadhi) – заболевания, обусловленные микроорганизмами, грязным воздухом и водой, пожарами, травмами и др. внешними причинами.
    • Маанаса вяди (Maanasa Vyadhi) – заболевания, обусловленные нарушением энергий на психическом и умственном уровне. Это происходит тогда, когда человек не получает то, что хочет, или получает то, чего не хочет и т.д.

    Классификация исключительно обширна, охватывает всевозможные причины возникновения проблем со здоровьем, дискомфорт или болезненный процесс в легкой или тяжелой степени.

Диагностика и лечение с Аюрведа | Ayurveda Clinic Bansko

Какие методы лечения предлагает Аюрведическая медицина?

Изключително е важно да бъде разбрано от читателите, че водещ е опита на аюрведичният лекар да балансира нарушените аспекти в действието на трите енергии — Вата, Пита или Кафа.

Водещата линия на лечение е в две посоки:

  1. Шодана (shodhana) — принцип на отнемане
  2. Шамана (shamana) — за балансиране на нарушените енергии

Линия Шодана

  1. Включает лекарственные средства, субстанции или терапии, которые выводят определенную энергии из тела или из его отдельных частей, например:
    • Удхарва баг хара ( Udharva bhag hara) – выведение из верхней части тела, от головы до линии нижней части грудной клетки. Например, здесь ведущую функцию имеет дыхательная система. В этом случае, Аюрведа использует следующие методы:
    • вызов рвоты —  вамана ( vamana)
    • удерживание лечебного масла в области головы — широ васти (shiro vasti)
    • очистка черепных пазух головы и зоны шеи с помощью лечебного масла, вводимого в нос — нася ( nasya)
    • Aдобагара (Adhobhaghara) – ниже области нижней части грудной клетки
    • вызов слабительного действия — виречан (virechan)
    • очистка зоны толстой кишки клизмой — васти (vasti)
    • Убхаято баг хара (Ubhayato bhag hara) — отнятие энергии из верхней и нижней части тела одновременно.

    Другими словами, существуют три способа отнятия энергии Вата, Питта или Капха:

    1. Вата — васти или клизменная терапия
    2. Питта — виречана или вызванное слабительное действие
    3. Капха — вамана или вызванная рвота.

    Шодана чикитса имеет три этапа воздействия:

    1. Пурва Карма ( Purva Karma) — подготовка тела к очищению. Включает методы Снехана (Snehana) — внутреннее и внешнее смазывание тела маслом, и Сведана (Svedana) — тепловые терапии, направленные на прогревание и потение тела.
    2. Панча Карма ( Pancha Karma) – пять основных очистительных терапий: вамана, виречана, васти, нася и рактамокшан

    Пасчат Карма (Paschat Karma) — терапии и продукты для восстановления после  Панчакармы.

Линия Шамана

Связана с балансировкой нарушенного действия отдельных энергий. Эта методика направлена на улучшение действия агни и системы пищеварения. Используются лекарственные продукты, усиливающие пищеварение и аппетит, контролирующие повышенное чувство голода и жажды, различные упражнения, солнечные ванны или пребывание на чистом воздухе и т.д. Шамана часто рекомендуется в холодные сезоны, например зимой. В холодное время года люди со слабой телесной физиологией и наличием заболеваний, связанных с задержкой воды, ожирением, повышенным скоплением токсинов, часто получают рекомендации по таким способам воздействия.

Шамана может прилагаться следующим образом:

  1. Бая самшамана (Bahya samshamana) — внешнее воздействие порошками из лечебных трав, обливание лечебными смесями, терапии лечебным травяным маслом — обливание, смазывание. Также, применяется полоскание лечебным маслом.
  2. Aабянтара самшамана (Aabhyantara samshamana) — внутреннее воздействие на организм лечебными продуктами, которые расщепляют токсины и жировые депо, афродизиаками, укрепляющими иммунитет, детокс тела в случае отравления ядами.

Существуют различные способы применения Шамана

    • Диипан (Deepan) — буквально означает осветление. Терапия усиливает агни (пищеварительный огонь), чтобы усилить аппетит. Deepan включает применение лечебного травяного Гхи, прием острой и жирной пищи, для снижения плохой энергии или увеличения ослабленной энергии, для достижения балансированного состояния.
    • Пачан (Pachan) — включает методы расщепления токсических отходов, называемых ама. Есть различные травяные комбинации, способствующие расщеплению токсинов.
    • Кшуда нигра (Kshuda Nigrah) — буквально означает «уничтожить аппетит». Это техника голодания. Для балансирования энергий в организме, пациенту назначается селективное голодание. Во избежание скопления энергии (например, Ваты), следует избегать пищу или привычки, которые ее повышают. Аюрведический принцип Кшуда нигра используется в качестве средства восстановления баланса Тридоша. Особенно это полезно при заболеваниях, связанных с пищеварительным трактом.
    • Тришна Нигра (Thrisha Nigrah) — буквально означает «утоление жажды». Это метод лечения проблем, связанных с задержкой воды телом. Ама, скопившиеся в почечной и мочевой системе, усваиваются этим способом.
    • Виям (Vyayam) — означает «физическое упражнение». Специальные режимы Виям назначаются при таких нарушениях, как ожирение, проблемы пищеварения, диабет и др. Иногда они комбинируются с лекарствами для достижения оптимального результата, но чаще всего применяются без использования лекарств.
    • Атап Севан (Atap Sevan) – воздействие теплом. Включает солнечные ванны для кожных заболеваний, ревматизма или артритов. Это лечение успокаивает энергию Вата.
    • Марут Севан (Marut Sevan) — воздействие воздухом. Терапия включает чистый воздух, прежде всего для лечения астмы, а также заболеваний, связанных с туберкулезом. Согласно Аюрведе, вдыхание воздуха — это прана или жизнь. Это метод улучшения состояния организма. Для всех тех, у кого нет возможности и / или времени выполнить терапию Шодана (panchakarma), рекомендуется провести Шамана терапию. Однако, при наличии таких заболеваний, как туберкулез, запрещено применять shodan chikitsa, так как тело может не справиться с терапевтическими мерами.

Процедура „Такрадара“ | Ayurveda Clinic Bansko

Существует определенный алгоритм, которому следует аюрведический врач при осмотре пациента

  1. Проведение индивидуальной консультации с пациентом
  2. Определение Пракрути (доминирующей по рождению энергии) и Доши (дисбаланса энергий).
  3. Рекомендации по изменению образа жизни, для снижения и коррекции дисбаланса энергий, ведущего к проблемам со здоровьем: режим питания и движения, специфические рекомендации с индивидуальной направленностью.
  4. Назначение аюрведических лечебных травяных продуктов.
  5. Назначение аюрведических терапий или рекомендации по применению процедур Панчакармы.

 

Периоды применения аюрведических процедур

Минимальное применение процедур — три месяца, до неограниченной продолжительности. Классификация заболеваний включает состояния, при которых необходимо воздействие для поддержания жизни, обуславливающее ежедневный прием аюрведических лечебных травяных продуктов для успокоения нарушенного состояния здоровья.

Ведущим является индивидуальное аюрведическое воздействие. Его период зависит от компетенции аюрведического врача, профессионализма аюрведического терапевта и постоянства пациента в точном следовании назначенного лечения, без его модификаций по собственному желанию или без знания специалистов.

 

Какие аюрведические продукты используются для лечебного воздействия?

Используются различные аюрведические продукты, приготавливаемые из лечебных трав, металлов или минералов, а также их комбинации.

Есть два типа аюрведических препаратов:

  1. Традиционные аюрведические лекарства, изготовленные по рецептам, описанным в священных книгах Аюрведы;
  2. Проприативные аюрведические лекарства, изготовленные по патентованным формулам, базированным на опыте изготовителя, без использования традиционных аюрведических рецептов

Виды традиционных аюрведических лекарств:

  1. Арк ( Ark) – дистилляты из лечебных трав. Пример: розовая вода (Gulabark)
  2. Асава (Asava) и Аришта ( Arishta) — естественно ферментировавшие травяные ликеры;
  3. Авалех (Avaleh) — сладкая паста или мармелад из лечебных трав в смеси с нерафинированным сахаром, сладкими соками или травяным отваром;
  4. Басма ( Bhasma) – тончайший порошок, приготовленный посредством выпекания металлов, минералов и других веществ при высокой температуре, с образованием оксидных соединений;
  5. Чурнам ( Churnam) – порошок из сушеных лечебных трав. Порошок тщательно просеян через мельчайшие сито, и его можно смешивать с другими компонентами согласно Аюрведическим рецептам;
  6. Гритам ( Ghritam) — лечебное очищенное коровье масло, обогащенное травами;
  7. Гуггулу ( Guggulu) — таблетки, чей основной компонент — смола дерева; Commiphora mukul;
  8. Кватам (Kwatham) – таблетки из травяных отваров;
  9. Кашаям ( Kashayam) — травяные отвары;
  10. Пак (Pak) – густая травяная паста;
  11. Рас Расаян ( Ras Rasayan) — травяные минеральные продукты;
  12. Тайлам ( Thailam) — лечебные травяные масла;
  13. Вати ( Vati, Vatika) — таблетки, приготовленные из трав, или минералов, или того и другого;
  14. Гулика ( Gulika) – шарики из трав или минералов, или того и другого;

Как меняется питание?

В зависимости от степени нарушения пищеварительного огня Агни, определяются и изменения в питании. Согласно питанию по Аюрведе, не важно, чем мы питаемся, а сможем ли переварить и усвоить пищу. Короткая консультация с аюрведическим врачем даст вам следующую информацию:

  1. Время питания: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин;
  2. Какие продукты употреблять в различных приемах пищи;
  3. Продукты питания, которые можно употреблять свободно, без ограничений;
  4. Продукты питания, которые лучше употреблять чаще и в больших количествах;
  5. Продукты питания, которых следует избегать, или употреблять редко и в минимальном количестве.

Как в нашей медицина, так и в аюрведе продукты делятся на:

  1. Продукты животного происхождения: мясо, рыба, яйца, молочные продукты и свежее молоко;
  2. Продукты растительного происхождения: фрукты, овощи, семена, орехи, каши.

В случае серьезных нарушений и слабости пищеварительного огня Агни, большинство продуктов животного происхождения отменяются полностью или на какое-то время, до восстановления нормального пищеварения. Также, возможно ограничение и некоторых продуктов растительного происхождения.

Другой тип советов в области питания касается шести вкусов:

  1. Сладкого
  2. Кислого
  3. Соленого
  4. Горького
  5. Острого
  6. Терпкого

Каждая из энергий — Вата, Питта, Капха  —  балансируются определенными вкусами, а также увеличивается или уменьшается под воздействием других вкусов.

Существуют следующие воздействия:

  • Пища сладкого вкуса — уменьшает Вату и Питту, увеличивает Капху
  • Пища кислого вкуса — уменьшает Вату, увеличивает Питту и Капху
  • Пища соленого вкуса — уменьшает Вату, увеличивает Питту и Капху
  • Пища горького вкуса — увеличивает Вату, уменьшает Питту и Капху
  • Пища острого вкуса — увеличивает Вату и Питту, уменьшает Капху
  • Пища терпкого вкуса — увеличивает Вату, уменьшает Питту и Капху

В зависимости от этих взаимодействий, аюрведический врач предписывает изменения, которые необходимо внести в ваше питание.

Широ Абянгам терапия

Что происходит с процессом оздоровления?

Основная цель Аюрведы – здоровье, а это значит баланс трех энергий: Вата, Питта  и Капха. В случае их дисбаланса возникает ощущение тяжести, боли, дискомфорта и множество нарушений состояния организма. Появляется эмоциональная нестабильность, нарушения психического здоровья, такие как подавленность, грусть, отчаяние.

Во время процесса выздоровления организм проходит через различные, строго индивидуальные ощущения.  Обратите внимание: в Аюрведе ощущения имеют ведущее значение!

Переход от дисбаланса к балансу связан, прежде всего, с пищеварением. Наблюдается изменение способа похождения пищи через пищеварительную систему:

  • Чувство легкости в области живота после еды
  • Уменьшение напряжения при образовании газов в кишечнике
  • Регуляция дефекации: она становится регулярной, толстая кишка опорожняется полностью.

Сердечно-сосудистая система:

  • Улучшается кровообращение
  • Согреваются холодные ладони и ступни ног
  • Улучшается цвет кожи, от бледного кожа становится румяной
  • Стабилизируется сердечный пульс
  • Нормализуется кровяное давление

Мускульная ткань:

  • Увеличивается сила
  • Повышается ощущение выдержки
  • Улучшаются двигательные реакции

Опорно-двигательный аппарат

  • Уменьшается боль в суставах, улучшается их подвижность
  • Увеличивается плотность костей, если она была снижена

Нервная система

  • Улучшается проводимость нервных импульсов
  • На психическом уровне ощущается легкость, радость, счастье
  • Улучшается работа органов чувств: зрение увеличивается, улучшается слух, вкус становится острей и сильней, обоняние увеличивается, улучшается тактильная чувствительность кожи

Эндокринная система

  • Начинают лучше работать органы внутренней секреции
  • Уменьшается гормональный дисбаланс

Половая система

  • Женская половая система: регулируется менструальных цикл, уменьшаются или исчезают различные образования в матке и яичниках. Симптомы менопаузы уменьшаются, или их проявление задерживается. У женщин в репродуктивном возрасте эта способность улучшается.
  • Мужская половая система: улучшается производство и качество сперматозоидов. Повышается либидо.

В целом, в результате процесса оздоровления может последовать улучшение функций всех органов и систем тела.

Аюрведическая медицина — это холистический подход к здоровью, оказывающий целостное влияние на всех уровнях человеческого организма. В качестве медицины, существующая более 5000 лет Аюрведа несет огромный опыт и знания, касающиеся влияния на человеческое здоровье, его превенцию и соответствующее лечение.

Эти методы прошли тысячелетние испытания, неоднократно доказавшие их эффективность. Аюрведическая медицина не нуждается в проверке, доказательствах или экспериментах, и именно это определяет ее высокую ценностью и значимость для человечества.