Что такое Аюрведа

Что такое Аюрведа

Карнапурнам терапия | Ayurveda Clinic Bansko

Аюрведа — древняя наука о здоровье, пришедшая с востока

Происхождение Аюрведы

Мистическая и экзотическая индийская система здоровой, счастливой и долголетней жизни —  Аюрведа набирает все большую популярность в западных странах. Многие люди обращают свое внимание на эту древнюю медицину в качестве профилактики общего состояния здоровья, другие — для лечения болезней. Незнакомая и далекая для большинства из нас, Аюрведа может создать непонимание у желающего ее использовать.

Вашему вниманию будет предоставлена возможность погрузиться в глубины этой восточной науки о здоровье, а мы пытаемся сделать ее более понятной и знакомой.

Стремление человека к долгой жизни является причиной появления Аюрведы на планете Земля. Ее знание передается многими поколениями, и происходит от универсального сознания, которое создало видимый мир. Индуистская мифология называет этот высший разум «Брахма». Аюрведа — это целостная наука, которая существует, чтобы помочь всем жить здоровой и счастливой, долголетней жизнью. Причиной такого продления жизни считается необходимость достижения всех целей, поставленных человеческим существом перед собой.

В нашем обществе существует четыре типа природных тенденций, которые влияют на поведение человека на протяжении всей его жизни. Опираясь на них, мы можем разделить людей на четыре группы. Следуя этим естественным тенденциям, люди наслаждаются жизнью наилучшим образом в соответствии с их собственным представлением. Определение счастья индивидуально для каждого и отличается в зависимости от точки зрения каждого человека. По своему опыту мы знаем, что есть разные люди, с разными целями, наслаждающиеся различными достижениями.

Аюрведа и Пурушарти (puruṣārthas).

Четыре группы людей:

  • Дхарма (Dharma) — люди, которые следуют по пути правоты и долга. В Индии это каста кшатриев (kshatriya) или военные части, которые должны защищать общество во время войны или в мирное время — правительство.
  • Арта (Artha) — люди, которые занимаются финансовой деятельностью и процветанием. Они определяют касту вайший (Vaishya) или предпринимателей, купцов, землевладельцев, развивающих коммерческую и финансовую деятельность.
  • Кама (Kama) — люди, которые предаются удовольствиям, любовным трепетам и эмоциональным переживаниям. Они образуют касту занятых выполнением разных услуг или разнорабочих.
  • Мокша (Moksha) – люди, ищущие духовные аспекты жизни, имеющие дело с наукой. Они образуют касту брахманов (Brahmin)

В какой бы из этих четырех групп вы не находились, главная роль Аюрведы заключается в обеспечении здоровой и счастливой жизни, по крайней мере, до 120 лет.

Аюрведа в историческом плане

В историческом и мифологическом плане информация о Аюрведе начинается от Бога Брахмы. Мудрецов Индии настигали болезни и преждевременная смерть, хотя они жили в горах Гималаев. Они обнаружили серьезные проблемы при поддержании своего здоровья из — за многочисленных ограничений, которые препятствовали их практике, направленной на достижение жизненных целей, описанные как пурушастри (purushastri).

Это заставило их обратиться за помощью к богу Индре, который описывается как царь богов. Когда к нему обратились, он в свою очередь попросил помощи у бога Брахмы. Тот передал знания Аюрведы Праджапати (Prajapathi), который был ответственен за защиту народа. Бог Праджапати передал знания близнецам Кумара (Ashwini Kumaras), которые были целителями богов. От них знание пришло к богу Индре, а он передал аюрведические знания мудрецу Атрее (Atreya Punarvasu) — главному представителю мудрецов Индии, живущему в Гималаях. Тот передал знания Агнивесе (Agnivesa), а от него Аюрведа была передана другим мудрецам и постепенно начала свое распространение в Индии.

В аюрведической литературе приводятся сведения о сутрах (sutras). Это тексты, которые объединены друг с другом, и создают основную концепцию этой восточной науки. Значение слова сутра  — краткий закон, записанный несколькими словами.

В течение многих веков существования Аюрведы много мудрецов писали свои собственные теории посредством сутр, интерпретируя исходные тексты. Наиболее известными из них являются Чарака Самхита (Charaka Saṃhitā), Сушрута Самхита (Suśruta-saṃhitā), Аштанга Хридям (Aṣṭāṅga-hṛdayam), написанная Вагбати (Vagbhata).

Эти труды были написаны мудрецами, которые являлись пионерами всего, связанного с аюрведической идеологией.

Ведущее божество в Аюрведе и восемь ветвей

Ведущее божество, которое почитается индийскими аюрведическими врачями, особенно во время праздника Дивали, это Дханвантари (Lord Divodas Dhanavantari). Он получает аюрведическое знание от бога Индры и передает его  мудрецу Сушруте (Sushrut), разделив Аюрведу на восемь ветвей (Аштанга Аюрведа, Ashtanga Ayurveda):

  1. Kaя Чикитса  (Kaya Chikitsa) — Кайя (Kaya), означает физическое тело. Все виды заболеваний связаны с физическим телом или связанными с ним процессами. Аналогом в нашей аллопатической медицине являются внутренние заболевания или общая медицина. Лучше всего Kaя Чикитса описана в Чарака Самхита.
  2. Бала Чикитса (Bala Chiktsa) — педиатрия, часть Аюрведы, которая ориентирована в основном на лечение детей. Также известна как Каумарабритя (Kaumarabhritya), и распространяется на детей в возрасте до 16 лет. Дети имеют разные физические потребности по сравнению со взрослыми. Эти различия обуславливают различную дозировку аюрведических растительных продуктов, а иногда и необходимость в специально приготовленных для детей растительных лекарственных средствах. Интерпретации древних текстов, связанных с Бала Чикитса, можно найти в Кашйапах Самхите (Kasyapa Samhita).
  3. Граха Чикитса (Graha Chikitsa) — Психиатрия. Болезни физического тела часто связаны с такими причинами, как чувство несчастья, и роль ума имеет важное место в здоровом образе жизни. Есть множество неопределенных факторов в жизни, которые могут вызвать изменения в мышлении и психическом состоянии, что отражается в нарушении нашего здоровья. Граха Чикитса связана с изучением и воздействием на изменения психического состояния, которые могут вызвать изменения в функциях организма.
  4. Урдванга Чикитса (Urdhvanga Чикитса)  — заболевания, поражающие зоны над шеей. Также известна под названием Шалакя тантра (Shalakya Tantra). Инструмент, который часто используется для воздействия в этих областях, называется зондом. Этот зонд на санскрите известен как Шалака (Shalaka). Болезни глаз, носа, ушей, горла включенные в эту части аюрведической медицины.
  5. Шала Чикитса (Shalya Chikitsa)  — Хирургия. Раскрывает подробности о хирургических методах, связанных с удалением чего-то, что привело к развитию, или лежит в основе патологического процесса. Сушрута Самхита (Suśruta-saṃhitā) является лучшей интерпретацией аюрведических сутр , связанных с хирургическим вмешательством в Аюрведе.
  6. Дамшрта Чикитса (Damshrta Chikitsa) — токсикология. Отравление является одной из ведущих причин внезапной или преждевременной смерти человека. Яд, который имеет другое происхождение и форму, также может вызвать многочисленные нарушения здоровья. Он может находится в еде, ядовитых насекомых или укусах пресмыкающихся, животных и т.д. Дамшрта Чикитса является ведущим учением Аюрведы об удалении ядовитых токсинов из организма.
  7. Жара Чикитса (Jara Chikitsa) — гериатрия. Стремление к долгой жизни нормально для каждого человека. Со временем происходят дегенеративные изменения, которые можно увидеть в теле. Чтобы замедлить процесс старения, Аюрведа применяет несколько процедур, таких как Каякалпа (kayakalpa), продукты ил лекарственных трав — чаванпрашам (chavanprasham) или брама расаянам (brahma rasayanam).
  8. Врушя Чикитса (Vrushya Chikitsa) — репродуктивная медицина. Эта часть Аюрведы также известна как Важикарна (Vajeekarana). В каждом человеке глубоко, генетически заложено стремление к размножению. В данной части описаны различные способы улучшения качества спермы или яйцеклеток, которые являются репродуктивными клетками организма. Создание поколения с хорошим физическим и психическим здоровьем является главной целью Vrusha Chikitsa.

Слово Аюрведа – собирательный термин, как вы можете видеть из приведенного выше текста. Он несет свое значение в названии: «Аю» — жизнь и «Веда» — знание, понимание наука. Существование каждого человека, согласно древним индуистским учениям, имеет одну главную цель —  достижение самого высокого смысла существования, «Мокши», или полной свободы от ограничений земной жизни.

Обычно жизнь ограничена по продолжительности и недостаточна для достижения мокши, особенно если появится болезнь. Вот почему Аюрведа — это наука, которая использует оба аспекта:

  1. Профилактика и превенция здоровья, которое всегда может быть улучшено.
  2. Лечение нарушений, вызванных заболеваниями в физиологии организма.

Наби Пуранам терапия | Ayurveda Clinic Bansko

Аюрведа аксиомы

Как и любая серьезная наука, и Аюрведа имеет ведущие и вечные аксиомы. Без них она не может быть понята.

  1. Учение Панчамахабута (Panchamahabuta) или Пять элементов
  2. Учение о трех дошах — Вата, Пита, Капха (Vata- Pitta- Капха)

Согласно восточной науки о жизни, Вселенная и все видимое вокруг нас состоит из пяти вечно существующих принципов или элементов (Panchamahabuta). Они описаны как:

  • Пространство (Akash) — качество, связанное со свободным местом, без ничего
  • Воздух (Вая, Vayu) — связан с характеристиками движения и активности
  • Огонь (Tеджас, Tejas) — основным качеством является переход от одной формы к другой.
  • Вода (Джала, Jala) — определяется качеством связанности, влажности, жидкости природы, проникновения и мягкости.
  • Земля (Притви, Prithvi) — вeдущим качеством является прочность и плотность, образование формы.

Эти пять элементов нельзя рассматриваться как аналог человеческих представлений о конкретных словах, а как некоторые характеристики видимого мира, созданного ними.

Идея создания человеческого тела согласно Аюрведе, с использованием принципа пяти элементов.

  1. Должно быть достаточно пространства в матке будущей матери, и никаких ограничений путей оплодотворения яйцеклетки.
  2. Должно быть движение (элемент воздуха) сперматозоидов к яйцеклетке, чтобы осуществилось оплодотворение.
  3. Когда сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, необходимо преобразование двух клеток в одну (элемент огня), с которой начинается новое деление клеток, несущих единую мужскую и женскую информацию.
  4. Те клетки, которые делятся, должны быть соединены друг с другом и не распадаться (элемент воды).
  5. Из соединенных между собой клеток начинается образование формы, которая в определенный момент будет названа эмбрионом, а позднее —  плодом человека (элемент земля).

Когда эти элементы объединяются в человеческом теле, они распределяются на три энергии.

  • Вата — пространство и воздух. Сухая, холодная, легкая, динамическая энергия, отвечает за все двигательные действия в организме.
  • Пита — огонь и немного воды. Горячая и пассивная энергия, ответственная за процессы трансформации в различных органах и тканях.
  • Капха — вода и земля. Влажная, холодная, полностью пассивная энергия, связанная с плотностью и формированием тела, его тканей и органов.

Каждый человек имеет в себе эти три энергии, представляющие пять вечных элементов. Они могут проявляться в разной степени, некоторые из этих трех энерги или двe, могут быть более активными при оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом. Две, или третья энергия проявляются в меньшей степени, но всегда присутствуют. Это состояние кодируется на всю жизнь человека и определяет различия в форме тела, типа кожи, особенностей и цвета глаз, волос, физиологических процессов, эмоционального состояния и даже предпосылок развития некоторых патологических процессов.

Аюрведа объясняет все аспекты здоровья, используя учение о пяти элементах и трех дошах, а также причины наличия заболевания.

Что такое здоровье и болезнь согласно Аюрведе?

Когда энергии Вата, Пита и Капха находятся в балансе, человек ощущает чувство легкости, счастья и энергии, что определяется как здоровье. Когда одна, две или три энергии выходят из равновесия, Аюрведа определяет это состояние как болезнь.

При наличии симптомов, или патологических нарушений, желательно посетить аюрведического врача, который определит дисбаланс в энергетическом состоянии.

Используются различные методы, такие как:

Роги Парикша  (Rogi Pariksha), который происходит в трех аспектах:

  • Даршана (Darshana) — врач наблюдает пациента, записывая его возраст, строение тела, внешний вид
  • Спаршана (Sparshana) — доктор пальпирует, слушает и проверяет пациента посредством контакта.
  • Прашна (Prashna) — врач задает конкретные вопросы, чтобы ознакомиться с симптомами пациента.

Дасавида парикша (Dasavidha Pariksha) включает десять факторов, связанных со здоровьем человека

  • Душаам (Dooshyam) — структурные и физиологические нарушения тела
  • Дешам (Desham) — климатическое влияние в месте, где живет пациент
  • Балам (Balam) — физическая сила
  • Калам (Kalam) — сезонные и климатические изменения
  • Аналам (Analam) — состояние пищеварительной системы пациента
  • Пракрити (Prakriti) – превалирующая энергия трех дош, влияющая в течение всей жизни человека.
  • Ваяс (Vayas) — возраст пациента
  • Сатвам (Satvam) — психическая выносливость человека
  • Сатмям (Sathmyam) — образ жизни, привычки и правила, которым следует пациент
  • Ахарам (Aharam) — тип и качество пищи, которую он потребляет.

Аштавида Парикша (Ashtavida Pariksha) — восемь факторов, которые прослеживаются врачом

  • Нади (Nadi) — пульсовая диагностика
  • Moтрам (Moothram) — анализ мочи
  • Малам (Маlam) — вид фекалий
  • Jihwa (Джива) — осмотр языка, его форма, цвет, налет
  • Сабда (Sabdam) — сила голоса и речи пациента
  • Спарсам (Sparsham) — кожная и тактильная чувствительность
  • Дрик (Drik) — глаза и зрение
  • Акрити (Akrithi) – форма тела

После осмотра, врач дает пациенту рекомендации по изменениям в образе жизни, связанным с:

  • Потребление воды и жидкости
  • Диета
  • Физическая активность
  • Конкретные рекомендации, основанные на индивидуальных особенностях пациента.

Аюрведический врач также дает рецепт, связанный с приемом аюрведических растительных продуктов различного типа:

  • Аришта (Arishta) и Aсава (Asava) — ферментированные экстракты с содержанием спирта и водные экстракты
  • Бхасма (Bhasma) —  порошок из минералов или металлов
  • Чурнам (Churnam) — различные виды растительных порошков
  • Гритам (Ghritham) — очищенное масло Ги с содержанием лечебных трав
  • Kaшаям (Kashayam) — настои трав
  • Kashayam таблетки — отвары трав в виде таблеток
  • Лехам (Leham) — смесь трав и специй на основе меда или сахара — сырца
  • Тейла (Tailam) — растительные масла
  • Гулика (Gulika) — травяные таблетки

Аюрведа также предлагает широкий спектр терапевтических методов, прилагаемых по предписанию врача. Наиболее известными являются две системы Пурвакарма и Панчакарма.

Махаснеха Дара терапия | Ayurveda Clinic Bansko

1. Пурвакарма (Purvakarma) — множество подготовительных процедур, выполняемые для сбора токсинов от периферии к центру тела — пищеварительной системе.

Состоит из двух типов:

  • Снехана (Snehana) — смазывание тела маслом
  • Сведана (Svedana) — потение тела

Есть два типа Снеханы:  Бахйа (Bahya), внешнее смазывание тела лекарственным растительным малом, или Aбянтар (Abhyantar), внутреннее смазывание тела растительным маслом или Ги посредством питья, полоскания  или введения в нос или в уши.

2. Панчакарма (Panchakarma) — пять видов терапии для вывода накопленных токсинов из организма.

  • Вамана (Vamana) – вызванная рвота, которая направлена на сбалансирование энергии Капха и удаление токсинов из области верхней части тела
  • Виречана (Virecana) — вызванное слабительное действие, направленное на балансирование энергии Пита и удаление токсинов из желудочно-кишечного тракта
  • Васти (Vasti) — лечебная клизма для балансирования энергии Вата, вывода накопленных токсинов и улучшения функции толстой кишки.
  • Насья (Nassya) или Шировиречана (Sirovirecana) — введение лечебного масла в нос с целью очистки токсины из  области головы.
  • Рактамокшан (Raktamoksana) —  кровопускание различными методами.

После выполненных в определенной последовательности указанных методов лечения, назначается образ жизни, по завершении Панчакармы, известный как Паскатарма (Pascatakarma), а также специальная диета Самсарджана крама (Samsarjana Krama).

По нашим представлениям, сформированным под влиянием западной медицинской теории, трудно полностью понять действие и проявление, начиная с самого грубого, до самого тонкого уровня человеческого существования.

Аюрведа — это тысячелетняя научная система сохранения здоровья и лечения человека. Благодаря советам и рекомендациям, Аюрведа может значительно замедлить процесс старения и обеспечить лучшую жизнь с физическим и умственным долголетием. Давно вышедшая из эпохи мистицизма, эта наука до сих пор окутана непониманием со стороны наших западных представлений. Это полнокровная система здравоохранения, которая может стать полным аналогом нашей медицине, главным образом в области профилактики или лечения хронической стадии заболеваний.

Множество желающих познакомится с Аюрведой и даже пользующие ее средства, иногда связывают с уелнес и спа-концепциями, но это совершенно неправильно и скрывает красоту глубоких знаний, являющихся основой ее существования.

bg_logo
Здесь вы можете сделать свою бронь